Cайт
Объединенной Демократической оппозиции Туркменистана (ОДОТ)
Эркин Туркменистан (Свободный Туркменистан)
Рубрики:

***

Краткая справка о туркменистане:
  • Территория: 488,1 кв.км (С юга на север - 650 км, с запада на восток - 1100 км).
  • Население: 4,350 млн. 80 % - туркмены
  • Религия - ислам (сунниты)
  • День независимости: 27 октября (1991 г.)
  • Форма правления: президентская республика
  • Правитель - Гурбангулы Бердымухаммедов, 2007-...
  • Государственный язык: туркменский
  • Столица: Ашгабат (540 тыс. чел.)
  • Денежная единица - с ноября 1993 года манат (курс: 1 USD = 14250).

***



Рейтинг@Mail.ru


Как возникали "святые" места ?
История

Демидов Сергей Михайлович

 

КАК ВОЗНИКАЛИ «СВЯТЫЕ» МЕСТА?

 

Если бы не было обо*, куда бы села ворона?

Монгольская пословица

 

Приведенная в качестве эпиграфа пословица - сформулированный наиболее трезвыми умами яркий образец народной мудрости, отражающий здоровое, скептически-ироническое отношение народа ко всякого рода «святым» местам. Отношение же это родилось как вывод, сделанный из многолетних, в течение не одного столетия, практических наблюдений над «проявлением святой силы» святилищ, над тем, какую возню возле них затевают все те, кто умело использует их в качестве источника нетрудовых доходов, безбедной жизни за счет других.

Подобного рода образцы народной мудрости можно обнаружить в фольклоре - пословицах, поговорках, сказках, притчах, анекдотах и т. д. - многих народов мира. Приведем в качестве примеров лишь некоторые из пословиц, носящих атеистический характер.

«Где веруют, там и селедочной голове поклоняются», - гласит японская народная мудрость, иронически характеризуя все то, что становится объектом культа, «святыми» местами. «В святых местах много нечисти», - утверждает китайская пословица, и она тоже, несомненно, права, ибо в «святых» местах, где бывают паломники, встречается немало людей, страдающих различными, порой инфекционными заболеваниями, хватает и бытовой грязи, антисанитарии. Здесь же, в таких доходных местах, в качестве смотрителей святилищ собирается немало авантюристов шарлатанов от религии, олицетворяющих самые низменные, нечистые человеческие качества — жадность, корыстолюбие и т. п. Намекая на последнее, с китайской пословицей перекликается русская - «Свято место пусто не бывает», хотя она применима и в более широком значении - относительно любого «теплого» места.

Сарказм народной мудрости беспощаден к дельцам, обосновавшимся у святилищ. «Сторож гроба господня** тоже получает денежки», - говорят в Черногории (Югославия), избирая в качестве мишени наивысшую святыню в христианской религии. А румынская пословица «Пока до бога доберешься, святые сожрут» подчеркивает, сколько у верующих уходит на дары различным «святым», точнее - их реальным заместителям на земле.

Острие других образцов народной мудрости направлено против религиозного" тщеславия, тех амбиций, которые возникают у некоторых людей, посетивших «святые» места. «Паломничество редко ведет к святости»,— так характеризует это религиозное предписание и традицию шведская пословица. Ей вторит американская (США): «Паломники редко возвращаются из святых мест праведниками». А одна из индийских говорит об этом более резко: «Разве черная собака обратится в священную корову после паломничества в Бенарес?»***. Примеры подобного рода можно было бы продолжить.

Вполне естественно может возникнуть вопрос: если сам народ относился скептически к вере в «святые» места, к их «возможностям» помочь человеку в его просьбах и чаяниях, благотворно повлиять не только на его тело, здоровье, но и на духовную сторону, нравственность совершившего паломничество к той или иной «святыне», то почему же все-таки тысячи и тысячи людей шли в прошлом к разным святилищам, а многие продолжают делать это и в наши дни?

Отвечая на этот вопрос, следует еще раз подчеркнуть, что безвестными создателями подобного рода образцов фольклора, ставших одними из жемчужин в копилке народного творчества, могли быть люди, которых, несомненно, отличало свободомыслие и стихийный атеизм. А то, что их формулировки, подытоживающие наблюдения многих поколений, были не только образны, но и верны, подтверждает факт широкого распространения этих метких выражений в народе.

Но таких людей было немного. Более того, они повсюду и во все времена по вполне понятным причинам подвергались осуждению и преследованиям со стороны религиозных фанатиков и служителей религии - от древних примитивных шаманов до представителей духовенства нового времени. Основная же масса в условиях господства религиозной идеологии состояла из людей, в той или иной степени - от фанатической преданности до своего рода религиозной индифферентности - подверженных влиянию религии, одним из конкретных проявлений которой и была вера в «святые» места.

 

*Обо (монг. – куча) – у монголо-язычных и некоторых тюрко-язычных народов – большие конусообразные груды камней, нагромождаемые верующими на вершинах гор и горных перевалах, близ степных дорог, у источников рек, и представлявшие первоначально святилища в честь духов – хозяев данной местности. У обо проводились сопровождавшиеся жертвоприношениями религиозные обряды, связанные с шаманизмом.

** Гроб господен – место в Иерусалиме, где, по библейской легенде, был похоронен распятый Иисус Христос до того, как якобы воскрес и вознесся на небо. Под предлогом освобождения «гроба господня» от «неверных» сарацинов, арабов мусульман, в средние века из Европы на Ближний Восток было организовано несколько так называемых крестовых походов, в которых приняло участие значительное число рыцарей-крестоносцев. Походы эти, получившие благословение папы римского, несмотря на религиозную оболочку, преследовали главным образом грабительские, завоевательные цели.

*** Бенарес – город в Индии, считающийся священным.

Поиск по сайту:


Календарь:
2017     Май
П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

 

 

 

 


Архив:


Общее   |  Журнал   |  Проeкты   |  Права человека   |  Литература   |  У соседей   |  Аналитика   |  История   |  Акции   |  Хроники   |  Хроники, часть 2   |  Хроники, часть 3   |  Хроники, часть 4   |  Хроники, часть 5   |  Фото   |  Пресса   |  Туркменбаши   |  Ссылки



За cодеpжание автоpcких матеpиалов и выcтуплений отвечают автоpы.
"Фонд "Туркменистан", 2002 - 2009